Loading...

Будет ли крах доллара?

22.01.2016 7 438 18 Время на чтение: 19 мин.
Рейтинг:
star-full star-full star-full star-full star-full
Будет ли крах доллара?

В последнее время все чаще можно услышать или прочитать дискуссии о том, будет ли крах доллара. Ну что ж, коль эта тема так популярна, решил и я высказать свое мнение по этому поводу. Если сразу и кратко, то никаких предпосылок для краха доллара я не вижу, особенно — в ближайшее время. В сегодняшней публикации я рассмотрю основные доводы тех, кто считает, что скоро будет крах доллара, и буду их опровергать.

Итак, разговоры о крахе доллара и США набирают популярность. Вместе с тем, в последние пару лет доллар показал только положительную динамику ко всем мировым валютам и довольно существенно укрепил свои позиции в мире. Особенно это коснулось валют развивающихся стран с сырьевой экономикой, что обусловлено существенным падением цен на сырье, но и даже по отношению к валютам развитых стран доллар существенно укрепился.

Так, например, с середины 2014 года до настоящего момента курс доллара вырос:

  • к евро — на 22%;
  • к швейцарскому франку — на 15%;
  • к английскому фунту стерлингов — на 17%;
  • к японской йене — на 16%;
  • к канадскому доллару — на 33%;
  • к австралийскому доллару — на 25%;
  • к российскому рублю — на 135%;
  • к украинской гривне — на 92%;
  • к золоту — на 15%;
  • к нефти — на 72%.

Глядя на эти цифры, по моему, говорить о крахе доллара пока рано. Однако, те, кто активно пропагандирует крах доллара, США, а то и мировой экономики (ведь если крах доллара все таки случится, это очень сильно отразится на экономике абсолютной любой страны и всего мира в целом), так не считают. И вот какие аргументы они чаще всего приводят.

Доллар — это ничем не подкрепленные бумажки. Имеется в виду, что за долларовой массой нет какого-то «твердого» актива, к которому она была бы привязана. Чаще всего под таким активом подразумевают золото.

Что можно сказать по этому поводу… Прежде всего — то, что привязка валют к золоту (т.н. «золотой стандарт») был отменен еще в 1933 году. То есть, не нужно мыслить реалиями 100-летней давности, когда есть сегодняшние и более актуальные. Кстати, на смену золотому стандарту тогда пришел… долларовый стандарт, то есть, все мировые валюты начали «привязываться» к тому самому доллару. Но, впрочем, и он впоследствии, в 1976 году был отменен.

На сегодняшний день ни одна валюта мира не обязана быть к чему-то «привязанной». В том числе — и доллар.

Что это означает? Что каждое государство теперь самостоятельно вправе выбирать, какую валютную политику оно будет вести: сколько денег эмитировать и в какие активы их размещать.

Если очень грубо посмотреть на баланс Центрального банка любого государства, то в пассиве находится национальная валюта, а в активе — то, «чем она подкреплена». Так вот, раньше этот актив должен был быть сначала обязательно золотом, потом — обязательно долларами, а теперь — чем угодно.

Долларовая масса постоянно растет — это должно обрушить доллар. Приверженцы идеи о крахе доллара полагают, что чем больше долларов будет «напечатано» — тем быстрее он рухнет. Поскольку думают, что такой сильный рост долларовой массы, который мы наблюдаем, неизбежно должен вызывать такую же сильную инфляцию.

Так вот, спешу вас разочаровать: Инфляция в США на протяжении уже 35 лет практически нулевая. То есть, там ничего не дорожает вообще: к примеру, если гамбургер в 1980 году стоил 1 доллар, то и сейчас, в 2016 году, он стоит все тот же 1 доллар. Если зарплата некоего работника в 1980 году была 2000 долларов, то и сейчас она те же 2000 долларов. То есть, доллар в США не подвержен инфляции!

Почему так происходит, как объяснить этот феномен? Почему долларов печатается все больше (за это время их количество в мире увеличилось во много раз!), а инфляции, которая логически должна была возникнуть, мы не наблюдаем?

Ответ на эти вопросы кроется в том, куда вкладываются «напечатанные» доллары, то есть, что появляется в активе баланса Федеральной Резервной Системы США, в тот момент, когда пассив пополняется очередной эмиссией долларов. А появляются там вложения в экономику собственной страны или других стран — инструменты, не только «подкрепляющие» валюту, но и, одновременно, приносящие доход, способствующие развитию собственной и мировой экономики.

Что это за инструменты? Прежде всего — это вложения в собственный фондовый рынок, в собственные ТОПовые компании. Причем, чаще всего такие вложения производятся без дополнительной эмиссии акций, а посредством производных инструментов, называемых финансовые деривативы: опционов, фьючерсов, свопов, контрактов CFD и т.д. Это позволяет постоянно увеличивать капитализацию фондового рынка, а значит — повышать ценность и вес своих активов в мировой экономике.

Для примера, посмотрите на индекс Доу Джонса, показывающий стоимость акций ведущих американских компаний — он практически постоянно растет и набирает в цене. Причем, особенно — с 90-х годов, когда и началось активное внедрение финансовых деривативов. С их использованием ФРС США не только ничего не теряет от «напечатанных» долларов, но и зарабатывает на них, т.к. фондовый рынок страны в долгосрочной перспективе пока что всегда растет.

Вот вторых, «напечатанные» доллары активно вкладываются в кредиты, выданные другим странам посредством Международного Валютного Фонда. У таких активов достаточно высокая степень надежности, думаю, многие наслышаны о «кабальных» условиях кредитов МВФ. Так вот, эти условия ставятся для того, чтобы быть максимально уверенными в возврате и оплате выданного кредита. Таким образом, печатая доллары, ФРС США только зарабатывает на них, поэтому эмиссия и не вызывает инфляцию.

Для примера, в России, Украине и других развивающихся странах, напечатанные деньги практически всегда «проедаются», если не разворовываются, эмиссия производится для «затыкания финансовых дыр в бюджете». А увеличение потребления, естественно, вызывает рост цен, то есть, инфляцию.

«Напечатанные» в США доллары вкладываются не в потребление, как у нас, а в активы, приносящие доход. Поэтому не только не вызывают инфляцию, но и стимулируют экономический рост.

В США очень маленький золотовалютный резерв. Следующий аргумент тех, кто считает, что скоро будет крах доллара — это отсутствие в США значительных золотовалютных резервов, которые обеспечивали бы стабильность такого огромного количества эмитированных долларов.

Давайте рассуждать логически. Золотовалютные резервы нужны Центральному банку, для того чтобы иметь возможность производить некие операции на открытом рынке для поддержания курса своей валюты, либо использовать их как либо еще. При этом у развивающихся стран в ЗВР преобладает валюта (потому что она ликвиднее и доходнее), а у развитых — золото (потому что валюта у них и так стабильная).

В ЗВР США, соответственно, преобладает золото. А оно, по отношению к доллару, последние 5 лет только падает в цене. Подумайте логически: зачем стране иметь в резервах актив, который не только не приносит дохода, но и падает в цене? Разве такой актив сможет сделать национальную валюту стабильнее? В сравнении с этим, инструменты фондового рынка и те же выданные кредиты являются для США гораздо более привлекательным активом, поэтому «напечатанные» доллары они вкладывают преимущественно туда, а не в ЗВР. В то же время, какой-то объем ЗВР тоже поддерживается, ведь все таки резервы должны присутствовать в балансе любого хозяйствующего субъекта.

Большой объем ЗВР для США был бы «мертвым грузом»: обесценивающимся активом, не приносящим дохода. Поэтому они поддерживают свою валюту не ЗВР, а более выгодными, прибыльными финансовыми активами.

В США финансовый кризис. Причем, под этим кризисом каждый, кто предрекает крах доллара, имеет в виду, что-то свое.

Да, в экономике США в последние годы наблюдалось немало явлений, которые можно назвать кризисными, в том числе, довольно серьезных. К примеру, т.н. «ипотечный кризис» 2008 года, который считают родоначальником современного мирового финансового кризиса. Ну и немало других моментов, которые тоже в той или иной степени можно назвать кризисными.

Но, с другой стороны, во-первых, надо понимать, что кризис кризису рознь. Во-вторых, США отлично демонстрируют нам, как надо преодолевать кризисы.

Посмотрите на экономические показатели: ВВП США каждый год показывает стабильный рост, и по этому показателю страна занимает второе место в мире. Инфляция практически нулевая. Периодически ее даже стараются вызвать искусственно, проводя т.н. программы количественного смягчения. То есть, их кризис и наш кризис — это совершенно разные кризисы. Которые, к слову, и преодолеваются совершенно по разному.

Кризисные явления сейчас можно наблюдать в самых разных странах, в группах стран, в мировой экономике в целом, в том числе и в США. При этом на экономику США они оказывают не настолько сильное влияние, как на экономику многих других стран, в первую очередь — развивающихся. Кроме того, США пока довольно неплохо справляются со своими кризисами.

В общем, я думаю, многие бы не отказались жить в кризисе, в который экономика растет, а цены остаются прежними — так же?

В США самый большой в мире государственный долг. Ну и, наконец, последний и очень любимый аргумент тех, кто предрекает скорый крах доллара и США — это самый большой в мире уровень госдолга, который, к тому же, ежегодно наращивается. По поводу повышения планки этого долга постоянно возникают прения между правящими партиями, и вот, если когда-нибудь они закончатся решением не повышать госдолг — это может означать дефолт страны.

Ну, во-первых, давайте объективно оценивать вероятность дефолта США в принципе. В этом нам поможет такой очень интересный показатель как кредитный дефолтный своп (почитайте по ссылке, что это такое).

Так вот, кредитный дефолтный своп США один из самых минимальных в мире — это говорит о том, что риски дефолта этой страны близки к нулю. Например, на сегодняшний день он равен 19 (то есть, оценка вероятности дефолта США мировыми трейдерами — 0,19%). Для сравнения, кредитный дефолтный своп России равен 393 (вероятность дефолта около 4%), Украины — 1892 (вероятность дефолта — около 19%).

Во-вторых, критичное значение имеет не размер долга, а то, как страна им пользуется, как она его обслуживает. Возьмите для примера предприятие, работающее преимущественно на заемных средствах. Если оно постоянно наращивает свою кредиторскую задолженность, но за счет этого наращивает обороты и прибыль — так ли это плохо? Думаю, что не критично. Так вот США — это примерно такое же предприятие.

Ну и в-третьих, говоря о крахе доллара и США, часто любят приводить показатель соотношения госдолга к ВВП. Мол, у США он уже превышает 100% (сейчас — около 110%) и тоже понемногу растет. Кто считает это причиной скорого краха США — рекомендую обратить внимание на подобные показатели других стран. Например, у Великобритании и Швейцарии соотношение государственного долга к ВВП превысило 400%. Во многих других евространах — более 100-200%. Эти страны, по вашему, близки к дефолту? Думаю, это было бы очень опрометчивым заявлением.

Вот интересно, почему никто так активно не обсуждает скорый крах, например, Швейцарии и швейцарского франка (кстати, в этой стране самая надежная финансовая система в мире, несмотря на уровень госдолга 420% к ВВП!). Наверное, это не так актуально, как обсуждать крах доллара и США…

Вот если бы госдолг наращивался и «проедался», или еще хуже — разворовывался, как происходит во многих странах постсоветского пространства — был бы повод задумываться. Ну а когда он используется на благо экономики (мы видим, что ВВП США растет) — думаю, в росте госдолга нет ничего критично страшного. Хоть, конечно, преобладание собственных средств выглядело бы стабильнее.

Ну а что касается обслуживания своих долгов, то у США с этим тоже все в порядке: их долговые обязательства считаются одними из самых надежных в мире.

Размер госдолга не имеет критичного значения, главное — как он образуется и куда используется. Рост государственного долга в США происходит одновременно с ростом экономики, поэтому особо негативного влияния он не оказывает.

Итак, если подвести краткий итог всему вышесказанному, то я считаю, что скорого краха доллара ждать не стоит. Никаких серьезных проблем у этой валюты нет.

В то же время, нужно понимать, что экономика циклична: за подъемом всегда следует спад, и наоборот. Поэтому вполне вероятно, что в дальнейшем доллар может терять в цене по отношению к другим мировым валютам (так уже было, и не раз), но это абсолютно нормальное явление, которое никак нельзя назвать крахом доллара.

Так что, все слухи о скором крахе доллара и США, на мой взгляд, как минимум, сильно преувеличены. Кому выгодны эти слухи — думайте сами.

На этом все. Буду рад услышать ваше аргументированное мнение о том, будет ли крах доллара, в комментариях. До новых встреч на Финансовом гении!

Оценить:
Поделитесь своим мнением или задайте вопрос
Правила комментирования

Комментарии
  1. Артур
    Артур
    22.01.2016

    Благодарю, вас Константин за развёрнутую статью. Я также слышал много баек о крахе доллара и всегда был с этим не согласен, но внятно апеллировать не мог. Теперь смогу более объективно аргументировать мои доводы.

    Ответить
  2. Айлин
    Айлин
    22.01.2016

    Здравствуйте. И у нас в Казахстане $ стремительно растет день за днем, даже не успеваем следить за курсом на сегодняшний день он 385тенге за $.но из Ваших прогнозов я понимаю , что расти еще будет. В завершении Вашей статьи Вы пишете , что $ может упасть я правильно поняла? ! Хотелось бы знать когда и насколько упадет, хоть примерно. ..спасибо. у нас похожая ситуация в стране. .

    Ответить
    1. Константин Белый
      Константин Белый
      22.01.2016

      Айлин, не смотрите на то, что написано здесь. Это о ситуации в мире, на ситуацию в Казахстане это особо не повлияет. Да и в мире падать он может начать еще не скоро.

  3. Владимир Лапшин
    Владимир Лапшин
    25.01.2016

    Вы когда пишите, цифры проверяйте. А то про нулевую инфляция в США смешно выглядит. Особенно про 1980 год, когда инфляция в США была 13.5%.

    Да, там инфляция существенно ниже, чем у нас. Но как раз близкую к нулю инфляцию ФРС сейчас считает главной проблемой экономики и ждет ее роста до планового значения в 2%.

    С учетом сложного процента, с 1980 года в Штатах все подорожало раза в 2,5. Если погуглить Consumer Price Index, то так примерно и выходит.

    Ответить
    1. Константин Белый
      Константин Белый
      25.01.2016

      Здравствуйте, Владимир. Я написал не «нулевая инфляция», а «практически нулевая», и это так и есть, особенно — в последние годы. И что это проблема для США, и они специально проводят политику количественного смягчения — я тоже написал.
      1980 год не случайно был выбран, как год начала отсчета, потому как именно с него инфляция существенно замедлилась. То есть, надо понимать, что учитывается промежуток между 1980 по настоящее время, сам 1980 является «отправной точкой».
      Индекс потребительских цен там за этот период колебался в пределах от 5% (только 1 год, не считая 1980 — год отсчета), преимущественно — 1-2,5%, опускался и до 0%. Там ничего не подорожало в 2,5 раза — это информация от людей, которые там проживают. Во всяком случае, на протяжении последнего десятилетия цены на жизненно-необходимые товары и услуги вообще не растут, а на определенные группы товаров и услуг даже падали. Пример с гамбургером, который я привел — тоже со слов жителей этой страны.
      А еще в статье Почему богатые становятся богаче, а бедные — беднее? я приводил график изменения доходов граждан США за анализируемый период, так вот, в среднем они тоже не изменились (а у наиболее бедной группы американцев даже упали на 6%!). Если бы все подорожало в этот период в 2,5 раза, как Вы пишете, они бы просто не выжили. Там нет такой проблемы.

    2. Владимир Лапшин
      Владимир Лапшин
      25.01.2016

      Вот только я жил в Нью-Йорке и общался с местными жителями. Они с Вами совершенно не согласятся по поводу того, что ничего не подорожало. 🙂
      Только на моих глазах проезд на обществом транспорте дорожал трижды: в 2009 с $2 до $2,25, в 2012 с $2,25 до $2,5, в 2015 с $2,5 до $2,75. Т.е. рост на 37% за 6 лет с «нулевой» инфляцией. 🙂
      И это простой пример, который легко проверить. А касается почти всего.

      usinflationcalculator.com/inflation/consumer-price-index-and-annual-percent-changes-from-1913-to-2008/ — Consumer Price Index Data from 1913 to 2016

      То, что в 1980 году стоило $82.4, к 2015 подросло до $237.017 по данным U.S. Department of Labor Bureau of Labor Statistic.
      Как бы в 3 раза.

  4. Владимир Лапшин
    Владимир Лапшин
    25.01.2016

    Ну и, собственно говоря, тут нет ничего удивительного. 🙂
    Откройте калькулятор сложного процента. 1 доллар под 3% годовых (а средняя инфляция в США за указанное время даже чуть выше) вырос бы за 35 лет до 2,85.
    Собственно, именно так выросли и цели. Именно так обесценился доллар.

    Ответить
    1. Максим Цатурян
      Максим Цатурян
      25.01.2016

      Среднюю инфляцию в 3% в год, как мне кажется, можно принять за близкую к нулю, особенно учитывая тот факт, что ВВП растёт.Особо прошу отметить,что инфляция низкая не из-за зажимания денежной массы или слабой покупательной способности. Это говорит о здоровье экономики.

      Понятно, что сложный процент даёт рост в разы за десятилетия, но тут разговор о среднегодовой инфляции.

      Да и в целом, инфляция — вполне нормальный экономический процесс. Плохо, когда она галлопирующая, или отрицательная (дефляция). В первом случае речь идёт, ка правило о резких негативных изменениях в экономике, а во втором случае — о перенасыщенности рынков и значительных кризисных явлениях в экономике и деловой активности.

  5. Дарья
    Дарья
    28.01.2016

    Здравствуйте, не могли бы Вы пояснить, почему на текущую дату 28.01.2016 г. доллар дешевеет уже несколько дней. Можно ли текущее «падение» доллара воспринимать, как возврат к его стоимости 60р за доллар? Не была ли его цена 80 р за доллар искусственно раздута? Стоит ли ждать Ваших прогнозов 100 р за доллар?

    Ответить
    1. Константин Белый
      Константин Белый
      28.01.2016

      Здравствуйте, Дарья. С долларом ничего не происходит — это рубль немного укрепляется, благодаря небольшому подъему цен на нефть. В свою очередь, цены на нефть поднялись, благодаря заявлению лидеров Саудовской Аравии о том, что цена нефти менее 30 долларов за баррель «иррациональна» (цитата), ну и некоторым другим схожим факторам.
      Я своих прогнозов не меняю, возврата к 60 рублям за доллар не ожидаю.. А Вы смотрите сами 🙂

  6. Алексей
    Алексей
    26.02.2016

    Здравствуйте. Интересная статья. Я так понял, для нас величина госдолга США в некотором роде «виртуальность», до тех пор, пока они платят по текущим обязательствам?

    Ответить
    1. Константин Белый
      Константин Белый
      26.02.2016

      Здравствуйте, Алексей. На мой взгляд, это во всяком случае точно не нечто сверхстрашное и сверхужасное, приближающее страну к дефолту. Это показывает, что страна во многом работает и зарабатывает на заемных средствах. Она не проедает их, а именно зарабатывает, вкладывая в активы, в том числе в свою же экономику. Не вижу в этом чего-то особо плохого.

  7. Алексей
    Алексей
    28.12.2016

    Константин Белый, посмотри теперь курс. Ты не эксперт, зачем давать прогнозы?

    Ответить
    1. Константин Белый
      Константин Белый
      28.12.2016

      Алексей, мой сайт — что хочу, то и даю.. И покажите мне хотя бы одного «эксперта», у которого сбываются все прогнозы. Кстати, а что, наступил крах доллара? Может я чего-то не знаю?) Ну и смотрю курс.. С момента выхода этой статьи доллар укрепился практически ко всем мировым валютам: евро, йене, франку, фунту стерлингов и т.д. Что не так то?

  8. Игорь
    Игорь
    22.01.2017

    Автор путает в сравнении соотношения к ВВП совокупный внешний долг с государственным. У США указывается госдолг, для Швейцарии и Великобритании — совокупный внешний долг. Если указать верные цифры, то у Швейцарии госдолг составляет 46% процентов к ВВП, у Великобритании — 80%. В итоге аргумент сравнения экономик выглядит в статье слабовато, т.к. в Швейцарии действительно неплохая экономика и соотношение госдолга к ВВП непрерывно снижается с 52% в 2011 году, у США аналогичный показатель вырос за тот же период со 100% до 115%. В России соотношение госдолга к ВВП всего 8%. Если уж пользоваться википедией, то там же можно посмотреть стоимость БигМака в США, в 2010 -3.73USD, в 2015 4.79USD

    Ответить
  9. Васян
    Васян
    27.04.2017

    Не согласен со статьей. Инфляция доллара проявляется в странах 3 мира, именно по этому говорят что США живут за счет других стран. С фактами не поспоришь, мало того, по отношению к золоту она наглядно наблюдается, а в США ее не видно по той причине, по которой я написал выше.

    Ответить
    1. Константин Белый
      Константин Белый
      27.04.2017

      То есть, Вы считаете, что будет крах доллара? По отношению к золоту с 2012 года доллар укреплялся, если что, а инфляция доллара в странах 3-го мира — это результат экономических явлений в данных странах.

  10. Эльвира
    Эльвира
    04.05.2017

    Статья с намеком на компетентность, я бы сказала. Вы разбираете круги на воде, не видя суть происходящего. Не мог доллар стать мировой валютой если бы он не был ничем подреплен. Сначала доллар был подкреплен золотом (Бреттон-Вудское соглашение четко фиксировало цену долларов за тройскую унцию золота) … с 70-х годов прошлого века доллар стал нефтедолларом, после сговора с арабскими странами. Сейчас нефть теряет свой статус … А то что излишки долларовой массы стекаются на финансовые рынки, раздувая там пузыри — и так все знают. Но это не есть хорошо. Сказать проще — доллар просто распиарен, но никакой мощи кроме как ВОЕННОЙ, за ним не стоит к сожалению!

    Ответить